Проза Вадима Неславина
Вадим Неславин — это имя пока еще неизвестно широкому читателю. К сожалению, все, что им написано, не публиковалось во владевших умами, когда-то знаменитых толстых литературных журналах. Страницы тех журналов давали путевку в жизнь произведениям многим авторов, «обрекая» их на известность, на принадлежность к мастерам писательского цеха. Сейчас не то время.
И тем не менее, произведения Вадима Неславина — его проза, и поэзия, несомненно заслуживают внимания читательской аудитории.
В сборник избранных произведений Вадима Неславина вошли новеллы, написанные в 2010—2015 годах. Автор дает читателю свой взгляд на проблемы, существующие в обществе, в «миропорядке». Критическое неприятие автора процессов, происходящих по мере развития глубинных общественных противоречий и усиления кризисных явлений во всем мире, находит отражение и в его произведениях.
Но не только судьба общества и мира тревожит автора. Вполне отдавая себе отчет в том, что эпоха «читающей» книги страны давно закончилась и телевидение и интернет сформировало у читателей другое, совсем не трепетное, отношение к литературе, автор книги, тем не менее, уверен, что привычная для традиционной культуры книга вновь завоюет внимание временно отложивших ее читателей. Искусству слова всегда будет место в жизни, и мир непременно вернется к истокам изящной словесности, вновь полюбит книгу за ее умение отображать многообразие явлений, ибо «В начале было Слово...».
Исповедуя эту парадигму, Вадим Неславин неторопливо рассказывает обо всем, что его тревожит, не чураясь запретных тем и не боясь называть вещи своими именами. Он делится с читателем своим пониманием человеческих личностей: благородных с чистыми помыслами героев, пассионариев, людей долга и людей, живущих простой обывательской жизнью. Наряду с ними на страницах произведений Вадима Неславина немало маргинальных личностей: проституток, воров, заключенных, сумасшедших, алкоголиков, игроков, способных сделать ставкой в игре собственную жизнь, скряг и просто отчаявшихся субъектов с сомнительной репутацией... Весьма широк диапазон неславинских героев. От «оскорбленных и униженных», отверженных обществом, стоящих на краю социальной лестницы, до великих мира сего.
Что касается последних, то в этом смысле показательна новелла «Утро Бонапарта», дающая нам представление, сколь напряженно и скрыто было от внешнего мира закулисье деятельности великого полководца, дипломата и политика, сколь тонко чувствовал он свой «императорский двор», с изощренными интригами и заговорами и сколь широки были его коварные замыслы и дела.
В своих произведениях Неславин пытается дополнить до того не исследованные писательским пером стороны хрестоматийных образов. Довольно яркий в этом смысле — пример героя одной из новелл по имени Альфред. Этот великий скряга, в некотором смысле новый пример алчности современного общества. Человек-хищник — порождение самого общества.Несомненно, в «Альфреде» Неславин пытался решить свою сверхзадачу. Он мысленно сравнивает своего героя с бессмертными образами бальзаковского «папаши Гранде», «скупого рыцаря» Пушкина, гоголевского Плюшкина.
Любая современная литература, если она настоящая, несомненно, опирается на лучшие образцы классического творчества. Не смог «избежать» этого и автор, да он и не старался прятать свои усилия в этом смысле.
Чтобы не было кривотолков, он прямо посвящает произведения своим литературным кумирам, копируя, но только лишь отчасти, их манеру повествования. Рассказ «Озноб», как пишет автор в посвящении, «с восхищением EX» («Экслибрис Хемингуэя»), обращен именно к знаменитому автору «Старика и море» и «Снегов Килиманджаро».
Целый ряд произведений Вадима Неславина невольно напоминает нам стилистикой и чем-то совсем неуловимым стиль Ги де Мопассана, еще одного литературного кумира автора. Надо сказать, что у Неславина свой стиль, свой язык повествования, хоть он и впитал в себя понемногу и от Хемингуэя, и от Мопассана и от Чехова. В этом нет ничего зазорного.
Не обошел автор «своим литературным посвящением» и еще одного недавно ушедшего от нас гения литературы — Габриеля Гарсия Маркеса. Новелла Вадима Неславина «Брошенный город» — это попытка переложить события из далекой и эпической латиноамериканской страны на нашу евразийскую почву. У нас в Евразии своя «Осень патриарха», намекает произведением автор.
Мудрость гласит, что ни политика, ни войны, ни экономика не основополагают наш мир. Человеческие отношения, и прежде всего отношении мужчины и женщины — вот квинтэссенция жизни, глава всему сущему на земле. Именно любовь во всех ее проявлениях и красках, соглашается с этой мудростью автор, первооснова мира, его движущая энергия. И эта тема звучит в произведениях Вадима Неславина с особенной силой. В своих произведениях он описывает ее порой излишне откровенно, но не для эпатажа читателя. Цель — показать все сущее таким, каково оно, то есть без прикрас, без «буколики», так часто свойственной бульварным романам.
Все перипетии жизни героев на страницах произведений Вадима Неславина так или иначе связаны с судьбой самого автора, а в «Голубятник» вошли некоторые воспоминания и эпизоды из его детства и юности.
Особое место занимает цикл историй, повествование которых вложено в уста одно из главных героев произведений Вадима Неславина — отставного офицера российской армии Григория Рокшина. В их ряду «Отделение № 17», «Гибель командующего», «Неверящий» и «Число зверя». Через личность Рокшина автор исследует тему любви, игорных страстей, перемежающихся в них с размышлениями о судьбах страны, о сути сострадания к «униженным и оскорбленным».Порою с сарказмом, изображается состояние, в котором долгое время находилась армия, о чем автор, как отставной полковник, знает не понаслышке.
Природа неславинского юмора, порою горького, шокирующего, связана с общей позицией автора: он не приемлет лжи, лукавства, манипуляций человеческой доверчивостью.
Надеемся, что проза Вадима Неславина даст читателям повод поразмыслить над целым рядом проблем, увиденных и поставленных самобытным автором под свойственным ему углом зрения и принесет удовольствие от встречи с «настоящей» литературой.