Читатели и издатели о творчестве Вадима Неславина
Издательство "Лава"
Валентина Чемякина, руководитель проектов
Проза Вадима Неславина
Вадим Неславин — это имя пока еще неизвестно широкому читателю. К сожалению, все, что им написано, не публиковалось во владевших умами, когда-то знаменитых толстых литературных журналах. Страницы тех журналов давали путевку в жизнь произведениям многим авторов, «обрекая» их на известность, на принадлежность к мастерам писательского цеха. Сейчас не то время.
И тем не менее, произведения Вадима Неславина — его проза, и поэзия, несомненно заслуживают внимания читательской аудитории.
В сборник избранных произведений Вадима Неславина вошли новеллы, написанные в 2010—2015 годах. Автор дает читателю свой взгляд на проблемы, существующие в обществе, в «миропорядке». Критическое неприятие автора процессов, происходящих по мере развития глубинных общественных противоречий и усиления кризисных явлений во всем мире, находит отражение и в его произведениях.
Но не только судьба общества и мира тревожит автора. Вполне отдавая себе отчет в том, что эпоха «читающей» книги страны давно закончилась и телевидение и интернет сформировало у читателей другое, совсем не трепетное, отношение к литературе, автор книги, тем не менее, уверен, что привычная для традиционной культуры книга вновь завоюет внимание временно отложивших ее читателей. Искусству слова всегда будет место в жизни, и мир непременно вернется к истокам изящной словесности, вновь полюбит книгу за ее умение отображать многообразие явлений, ибо «В начале было Слово...».
Исповедуя эту парадигму, Вадим Неславин неторопливо рассказывает обо всем, что его тревожит, не чураясь запретных тем и не боясь называть вещи своими именами. Он делится с читателем своим пониманием человеческих личностей: благородных с чистыми помыслами героев, пассионариев, людей долга и людей, живущих простой обывательской жизнью. Наряду с ними на страницах произведений Вадима Неславина немало маргинальных личностей: проституток, воров, заключенных, сумасшедших, алкоголиков, игроков, способных сделать ставкой в игре собственную жизнь, скряг и просто отчаявшихся субъектов с сомнительной репутацией... Весьма широк диапазон неславинских героев. От «оскорбленных и униженных», отверженных обществом, стоящих на краю социальной лестницы, до великих мира сего.
Что касается последних, то в этом смысле показательна новелла «Утро Бонапарта», дающая нам представление, сколь напряженно и скрыто было от внешнего мира закулисье деятельности великого полководца, дипломата и политика, сколь тонко чувствовал он свой «императорский двор», с изощренными интригами и заговорами и сколь широки были его коварные замыслы и дела.
В своих произведениях Неславин пытается дополнить до того не исследованные писательским пером стороны хрестоматийных образов. Довольно яркий в этом смысле — пример героя одной из новелл по имени Альфред. Этот великий скряга, в некотором смысле новый пример алчности современного общества. Человек-хищник — порождение самого общества.Несомненно, в «Альфреде» Неславин пытался решить свою сверхзадачу. Он мысленно сравнивает своего героя с бессмертными образами бальзаковского «папаши Гранде», «скупого рыцаря» Пушкина, гоголевского Плюшкина.
Любая современная литература, если она настоящая, несомненно, опирается на лучшие образцы классического творчества. Не смог «избежать» этого и автор, да он и не старался прятать свои усилия в этом смысле.
 Чтобы не было кривотолков, он прямо посвящает произведения своим литературным кумирам, копируя, но только лишь отчасти, их манеру повествования. Рассказ «Озноб», как пишет автор в посвящении, «с восхищением EX» («Экслибрис Хемингуэя»), обращен именно к знаменитому автору «Старика и море» и «Снегов Килиманджаро».
Целый ряд произведений Вадима Неславина невольно напоминает нам стилистикой и чем-то совсем неуловимым стиль Ги де Мопассана, еще одного литературного кумира автора. Надо сказать, что у Неславина свой стиль, свой язык повествования, хоть он и впитал в себя понемногу и от Хемингуэя, и от Мопассана и от Чехова. В этом нет ничего зазорного.
Не обошел автор «своим литературным посвящением» и еще одного недавно ушедшего от нас гения литературы — Габриеля Гарсия Маркеса. Новелла Вадима Неславина «Брошенный город» — это попытка переложить события из далекой и эпической латиноамериканской страны на нашу евразийскую почву. У нас в Евразии своя «Осень патриарха», намекает произведением автор.
Мудрость гласит, что ни политика, ни войны, ни экономика не основополагают наш мир. Человеческие отношения, и прежде всего отношении мужчины и женщины — вот квинтэссенция жизни, глава всему сущему на земле. Именно любовь во всех ее проявлениях и красках, соглашается с этой мудростью автор, первооснова мира, его движущая энергия. И эта тема звучит в произведениях Вадима Неславина с особенной силой. В своих произведениях он описывает ее порой излишне откровенно, но не для эпатажа читателя. Цель — показать все сущее таким, каково оно, то есть без прикрас, без «буколики», так часто свойственной бульварным романам.
Все перипетии жизни героев на страницах произведений Вадима Неславина так или иначе связаны с судьбой самого автора, а в «Голубятник» вошли некоторые воспоминания и эпизоды из его детства и юности.
Особое место занимает цикл историй, повествование которых вложено в уста одно из главных героев произведений Вадима Неславина — отставного офицера российской армии Григория Рокшина. В их ряду «Отделение № 17», «Гибель командующего», «Неверящий» и «Число зверя». Через личность Рокшина автор исследует тему любви, игорных страстей, перемежающихся в них с размышлениями о судьбах страны, о сути сострадания к «униженным и оскорбленным».Порою с сарказмом, изображается состояние, в котором долгое время находилась армия, о чем автор, как отставной полковник, знает не понаслышке.
Природа неславинского юмора, порою горького, шокирующего, связана с общей позицией автора: он не приемлет лжи, лукавства, манипуляций человеческой доверчивостью.
Надеемся, что проза Вадима Неславина даст читателям повод поразмыслить над целым рядом проблем, увиденных и поставленных самобытным автором под свойственным ему углом зрения и принесет удовольствие от встречи с «настоящей» литературой.
Издательский дом «Графиком»
Редакционный совет
Литература откровений и сопричастности
Вадим Неславин, несомненно, новое имя в современной российской литературе. Его проза написана живым современным языком. В ней присутствует свой особый авторский стиль. Каждое произведение закончено и сюжетно выстроено. Язык органичен содержанию, он нетороплив, величествен, иногда поэтичен. Хорошая редактура с оптимальной длиной предложений обеспечивает легкость восприятия. Тексты изобилуют запоминающимися образами, которые создают атмосферу произведений, усиливают правдоподобие и делают миры, описываемые автором, еще более ощутимыми и подлинными.
 Сборник состоит из повестей и рассказов, в которых хотелось бы особенно выделить повествование о судьбе российского офицера «Рокшин», автобиографическую повесть «Голубятник» и такие новеллы, как «Озноб», «Неверящий», «Гибель командующего», «Число зверя» и «Брошенный город».
Их динамичные сюжеты оригинальны, и основные сюжетные ходы проработаны. Автор будто бы выступает наблюдателем, внимательно следит за разворачивающимися вокруг него событиями, размышляет, делает выводы, а затем мастерски переносит увиденное и прочувствованное на лист бумаги. Филигранно передан мир чувств и переживаний героев, что выдает в авторе тонкого знатока человеческой души.

«Три года — большой срок. Ему все стало безразличным, кроме самой игры, той атмосферы, в которой проходила теперь бóльшая часть его жизни. Ему нужно было это пространство без окон, без часов, без времени. Пространство, где вместо солнца освещающие игровые столы огни ламп, где вместо шума листвы – музыка, выбивающая своими повторениями последние мозги, вместо лиц людей, наполненных страданиями и заботами живой жизни, лица игроков, безжизненные, как лица отчаявшихся бедуинов, потерявшихся в бесконечной безрадостной пустыне. По утрам выходя из удушливой клоаки, он задыхался от заполнявших его потоков свежего воздуха. Он чувствовал себя вытащенной из вод азарта задыхающейся рыбой».

 На страницах своей рукописи Вадим Неславин размышляет о важнейших жизненных ценностях, внутренней гармонии, многомерности человеческого естества, пороке и добродетели, любви и равнодушии и других моментах, которые неизменно волнуют человеческую душу. Автору удается сформулировать ответы на незаданные вопросы так четко, точно и вместе с тем эмоционально и щемяще, что после прочтения его произведений и в мыслях, и в душе начинается работа. И это именно то, чего стоит ожидать от хорошей книги.

 «Надо сказать, что есть одна человеческая черта, коей не минула на земле ни одна человеческая натура, как бы ни старались приуменьшить ее или лишить ее вовсе в своих вымыслах повествователи всех мастей. Она присуща нам как все наши шесть подаренных фатальной предопределенностью эволюции органов чувств и неотъемлема как зов продолжения рода, гибельная тяга мотылька к свету. Имя этой черте — любопытство».

«Он смотрел на темные зловонные круги, время от времени подымавшиеся из загрязненных недр Яузы, и думал о жизни. Когда-то и эта река была чистая, думал он, но пришли люди и загрязнили ее своими нечистотами, сделали служанкой своего грешного бытия. Вот и я, думал он, некое подобие этой реки, впитал все, что втекало со всех сторон. Что мог я сделать?.. Противиться? Чему? Естественному ходу жизни?!»

 «Натали всегда была беспечна. Она была беспечна в той мере, какими бывают беспечные женщины, признающие в жизни только одну ценность – любить и быть любимой».

Одним из несомненных достоинств прозы Вадима Неславина является его внутренняя творческая энергия и обилие затрагиваемых им тем. Об их разнообразии свидетельствуют такие рассказы, как «Утро Бонапарта», «Альфред», «Конец Моабитской тетради», «Колобок».
 Чувствуется некая убежденность рассказчика в необходимости этих историй. Внутренний импульс сборника выдает в авторе наличие способностей. Яркие, порой парадоксальные образы, которые делают рассказы достойными внимания не только из-за содержания, но и благодаря форме.
Сборник содержит меткие фразы и оригинальные суждения, которые вполне могут стать крылатыми.
 Немалую толику своих творческих усилий Вадим Неславин посвятил чувственной стороне человеческих отношений. Его проза в этом смысле как бы и на «на гране фола», но в то же время, и в этом сила писательского пера автора, повествованию свойственно чувство меры, оно чуждо пошлости и в откровениях не переходит «черты».
 О чем бы Вадим Неславин ни рассказывал, он остается внимательным к деталям. Именно поэтому у читателя возникает полное ощущение достоверности происходящего, он легко может визуализировать те миры, которые открывает ему автор.

 «Едва он хотел что-то сказать, как услышал стон со стороны человека-доходяги и, скосив взгляд, увидел картину: “плечистый”, придвинув к допрашиваемому “средневековый” штатив зубоврачебной установки, что-то старательно выделывал в его раскрытом рту. Голова мученика была, так же как и у Рокшина, зафиксирована металлической маской, рот раскреплен специальным фиксатором. Винты фиксатора, мощные, поблескивающие никелем, способны были растянуть челюсть и щеки на самую что ни на есть неестественную ширину, способную и порвать ткани мышц рта, и вырвать нижнюю челюсть из ее челюстных замков».

 Высокий литературный уровень, поднятые остросоциальные проблемы и детально проработанные образы делают данный сборник актуальным для современного читателя. Тем более что произведения Вадима Неславина характеризуют хорошее изучение тем повествования. Чувствуется, что автор на самых глубинных уровнях владеет затронутыми им темами.
 Колоритные и убедительные детали образов персонажей вносят в рассказы дополнительную изюминку.
Особый литературный стиль, высокая искренность, тонкое знание человеческой натуры и нестандартность сюжетов заметно выделяют данный сборник прозы из числа прочих, делая его интересным для широкого круга читателей.
Издательство "Лава"
Редакционный совет
O поэзии Вадима Неславина
Вадим Неславинэто, разумеется, новое имя в поэзии. В жизни нередко бывает так, что из случайно оброненного в совершенно непригодную для плодородия почву семени вдруг вырастает крепкий, развитый в полном соответствии с заданной программой природы жизнеспособный побег. Творчество Вадима Неславина это именно такой случай.
Перед вами произведения «сформировавшегося» автора со своим широким полифоническим, неоднозначным взглядом на мир. Предмет его творческих исканий весьма широк. Это и размышления над природой человеческих чувств, это и пламенный пассионарный отклик на несовершенство мира, призывы к борьбе с несправедливостью и отчужденностью среды, в которой находимся мы с вами.
Бóльшая часть творческих исследований Вадим Неславин посвящает теме любви наиболее значимому источнику своего поэтического вдохновения. Любовью наполнен целый ряд стихотворений: «Время быстро прошло», «Ты меня разлюбила», «Сердце на асфальте», «Грезы любви», «Мы с тобою целовались» и другие. Поэтические сочинения Вадима Неславина очень музыкальны. Автор с легкостью пишет песни, которые заслуживают (и обязательно найдут!) своего композитора и исполнителя.
Особое место в стихах Неславина занимает гражданская лирика и философские взгляды автора. Откуда, зачем мы, к чему стремимся — эти вопросы автор задает сам себе, видя больший смысл в их постановке, нежели в самой попытке на них ответить. Не случайно первое же стихотворение несет именно этот смысл. «Кто мы?.. Зачем мы пришли в этот мир?! Ангел небесный и злобный сатир?..», те же мотивы звучат и в стихотворении «Смысл жизни», в нем явно просматриваются элементы подражания самому Омару Хайяму! Автор не стесняется элементов подражания, он помнит известную парадигму о том, что будущее искусства в его прошлом...
 В целом ряде стихотворений ощущается влияние творчества великих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, их последователей Есенина, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой... А в пронзительной по силе переживаемых героиней чувств поэме «Грезы любви» чувствуются песенные отголоски классических «Пары гнедых».
Немало строк автора посвящено изображению времени года и зарисовкам пейзажей, особенно городских. В этом смысле показательно стихотворение «Осень в парке».
Надо сказать, что автор может с юмором, граничащим порою с язвительностью, уколоть «бенефициаров» своего нелицеприятного исследования. Примеров тому предостаточно в его эпиграммах.
И все же, особое место занимает в творчестве Вадима Неславина гражданская и патриотическая тематика. По представленным в книге стихотворениям видно страстное, неравнодушное отношение автора к происходящему в Отечестве. Достаточно прочесть обжигающие негодованием, безжалостные для предмета своего исследования строки стихотворений «Чиновник», «Портрет».
Вадима Неславин в своей поэзии стремится продолжить исследования чувственных, неосознанных сторон человеческого бытия, его трансцендентального и сюрреалистического аспектов, таково стихотворение «Ностальгия».
В заключение, хочется сказать, что перед нами самобытный поэт, тонко понимающий человеческую душу, ищущий и требующий прочтения.